Как случайность помогла семейной паре из Тюмени создать центр спортивной реабилитации для детей ограниченными возможностями здоровья.
С «Волшебным батутом» соседствуют три этажа магазинов, детский развлекательный центр, кинотеатр и даже контактный зоопарк. Обстановку постоянного шума, голосов, музыки, движения и ярких витрин нельзя назвать дружелюбной для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Но именно это пространство преодолевает каждый участник курса «Волшебный батут», прежде чем встретиться с тренером и отправиться на разминку.
Как проходит тренировка
Мы поднимаемся в батутный центр с мамой и сыном. Женщина лет 30 разговаривает по телефону, мальчик стоит в центре лифта и вслух считает этажи: «Первый, второй, третий. Выходим!» Вместе мы заходим в батутный парк. Оказывается, пятилетний Марк — один из учеников курса реабилитации. Мальчик переодевается и выбегает на разминку.
Тренеров программы «Волшебный батут» узнать просто — они одеты в черные футболки с логотипом программы. Марк поднимает над головой руки и отбивает пять тренеру Вадиму. Это большое достижение для ребенка с аутизмом — понимать наставника и регулярно выполнять привычные для остальных действия.
Тренер и мальчик начинают прыжки в тандеме на маленьком батуте: влево, вправо, вперед, назад. Вадим громко проговаривает каждый шаг, Марк повторяет за ним. Ребенок крепко держит преподавателя за руки, мама наблюдает за тренировкой из коридора. В ближайшие 50 минут она может пройтись по торговому центру или заняться другими делами. Потом тренер Марка расскажет ей об успехах сына. Обратная связь — один из ключевых аспектов проекта. Именно обратная связь от родителей, тренеров, психологов и врачей позволяет добиваться улучшений в состоянии каждого ребенка.
"Волшебный батут"
Фото: Анна Викторова / АСИ
Разминка на батуте продолжается несколько минут. Координатор проекта Рифат Ибрагимов просит нас не снимать ее. «Многие не понимают, что мы делаем, но пытаются повторить технику, а пользы от этого никакой, — уточняет он. — Это происходит еще и потому, что люди без нужного образования набирают большие группы детей, проводят групповые занятия с такими детьми, но никакого результата это не приносит».
В программе у каждого ребенка свой тренер — специалист с педагогическим или медицинским образованием. Перед работой в проекте обязательно нужно пройти курс подготовки по авторской методике Антона и Гульнары Совковых. Недавно они запатентовали программу нейрофитнеса и открыли два филиала «Волшебного батута» в Санкт-Петербурге. Головным продолжает оставаться тюменский проект — сюда на занятия приезжают дети и подростки из Омска, Екатеринбурга, Сургута и Ханты-Мансийска. В планах у Совковых — растиражировать программу по всей стране и открыть филиалы в Москве.
С чего все начиналось
Идея создать «Волшебный батут» пришла Антону и Гульнаре случайно. У их старшего сына Даниила — расстройство аутистического спектра. Весной 2016 года он начал заниматься в батутном парке. И очень скоро родители Даниила заметили существенные изменения в состоянии мальчика: он начал понимать речь и включаться в повседневную жизнь. Тогда они занялись детальным изучением вопроса и стали разрабатывать авторский курс вместе со специалистами различных сфер.
Антон и Гульнара прошли профессиональную переподготовку: защитили дипломы по адаптивной физической культуре, обучались у специалистов в Израиле и США, регулярно повышают квалификацию и осваивают новые телесные практики.
"Волшебный батут"
Фото: Анна Викторова / АСИ
В прошлом году «Волшебный батут» получил поддержку Фонда президентских грантов. За счет этих средств 240 детей прошли двухмесячный курс реабилитации. Столько же родителей получили психолого-разгрузочную терапию.
Кто ходит на занятия
Записаться на занятия может любой желающий. Сейчас на батутах, веревочном курсе и скалодроме занимаются ребята от двух лет с разными диагнозами. Основная группа состоит из детей с ментальными, психоречевыми нарушениями, различными формами аутизма и ДЦП, дети с синдромом Дауна, эпилепсией в ремиссии, с кардиостимулятором, кохлеарными имплантами и сахарным диабетом.
Все они занимаются в одном зале с обычными детьми: прыгают на батутах или проходят веревочный курс — взбираются на бревна, ходят по тросам и неустойчивым лестницам. Во время нашего занятия аниматоры просят собраться всех в центре и начинают разбрасывать серпантин. Вадим со своим подопечным тоже идет к компании детей. Марк играет с бумагой, смеется и кидает ее в других детей. В этот момент его невозможно отличить от обычных детей.
Фото: Анна Викторова / АСИ
Кто тренирует детей
«Чтобы обучить тренера, требуется три-четыре месяца. Но у нас проходят не только теоретические, но и практические занятия. Конечно, мы планируем проводить семинары для преподавателей из разных городов. Кроме адаптивной физкультуры, еще необходимо иметь понимание АBA-подхода (метод прикладного анализа поведения. — Прим. ред.). Необходимо понимать, как выстраивать занятие. Начинаем мы с тех возможностей, которые доступны ребенку. Через какое-то время он приспосабливается и обретает новые навыки, тогда курс приходится корректировать», — объясняет Гульнара Совкова.
Обратная связь и положительная динамика
«Мы постоянно держим связь с родителями: узнаем диагноз, противопоказания, родители предоставляют справки невролога и ортопеда — все происходит с согласия врачей. Мы заключаем договор. Кому-то подходит только веревочный парк, а батуты противопоказаны в связи с применением лекарственных препаратов или определенных курсов», — говорит о взаимодействии врачей и педагогов Рифат Ибрагимов.
Дети очень ждут походов в батутный парк. Некоторым занятия помогают избавиться от страхов и фобий. Например, перестать бояться ездить на автобусе. После того как мама одного из учеников привезла его на тренировку именно на автобусе, ребенок начал спокойно пользоваться этим видом транспорта.
«Многие родители удивляются тому, что с их особым ребенком разговаривают как с обычным — «дают пять», говорят ему: «Ты молодец». Сейчас почти нигде такого не встретишь», — объясняет Рифат Ибрагимов.
Фото: Анна Викторова / АСИ
Второй тренер приводит еще одного ученика с аутизмом — Матвея, ему семь лет. Перед занятием он провел другую разминку — простукивающими движениями педагог разработал плечевые и коленные суставы, локти и пятки ребенка. Пока мальчик лежит, тренер прорабатывает ему каждую из перечисленных зон. Так Матвей учится чувствовать свое тело.
После разминки — поролоновая яма. Здесь мальчику нужно перебраться с одной стороны ямы на другую. Он с удовольствием запрыгивает в цветные кубики и начинает вырисовывать зигзаги, иногда отвлекается на яркий кубик или собственную футболку. В это время тренер хлопает руками и повторяет имя ученика — мальчик отвлекается от своих мыслей и продолжает движение вперед.
Фото: Анна Викторова / АСИ
Как через тело меняется восприятие
Первый приезд в «Волшебный батут» дается детям нелегко. Они могут прыгать и бегать по всему центру, плакать, отказываться заниматься, но уже спустя несколько недель выполняют задания тренера и ждут каждой новой встречи. После занятий в «Волшебном батуте» дети с ментальными нарушениями не только социализируются и учатся доверять, но и начинают общаться с родителями.
«Мы работаем через телесный интеллект. Нестабильная поверхность, музыка, информационные пятна — большая информационная нагрузка. Обычный ребенок обрабатывает информацию за секунды, у детей с ОВЗ все иначе. Когда такой ребенок сюда приходит, у него тренируется интеграция всех каналов. Он должен слушать тренера и выполнять задания», — рассказывает о программе Гульнара Совкова.
После занятий дети очень хорошо спят. Тренеры признаются, что тех, у кого много энергии, они отправляют заниматься на веревочный курс. Он активирует работу мозжечка и задействует те мышцы, которые в обычной жизни не используются. Ребенок учится доверять тренеру и получает свою дозу адреналина, когда занимается на высоте, поэтому после занятия он ведет себя иначе.
Фото: Анна Викторова / АСИ
Матвей идет на веревочный курс — его он также проходит в тандеме с преподавателем. У него уговор с тренером — если мальчик не сорвется с препятствий, он может прокатиться на троллее три раза. За промах количество катаний уменьшается.
Динамично развивающийся проект
Проект не только социально значимый, но и динамично развивающийся. Даже спустя два года после открытия он продолжает изменяться и адаптироваться под задачи каждого ребенка. Это и мотивирует команду. Специально для родителей «Волшебный батут» ведет блоги в социальных сетях, где авторы проекта рассказывают о различных аспектах занятий, отвечают на вопросы и делятся полезной информацией.
Сейчас вновь прибывшим предлагают два варианта занятий: интенсив с 20 встречами ежедневно, кроме выходных, и абонемент на два-три занятия еженедельно. Но многие родители водят детей раз в неделю. Для начала и этого бывает достаточно.
В Тюмени такая программа единственная.
Практически все участники курса отмечают положительные изменения, а на канале проекта «Волшебный батут» десятки родителей выражают благодарность педагогам и авторам программы. Родители уверены, что именно она помогла их детям выбраться из замкнутого мира, в котором они проходят большую часть жизни, в мир открытый и радоваться мелочам, как это делают обычные малыши.
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.
https://www.asi.org.ru/2018/12/28/tyumen-proekt-deti-s-ras/